Новые статьи на сайте. Обновления каждый понедельник!

  • Фоторепортаж с юбилейного вечера в школе села Полом. 180 лет!

    Фоторепортаж с юбилейного вечера в школе села Полом. 180 лет!

    Прошедшей зимой, 3 февраля 2018 года, в Поломской школе состоялась встреча выпускников на юбилее к 180 - летию со дня ее открытия. Предлагаю посмотреть небольшой фоторепортаж. На встречу приехали выпускники разных лет. Read More
  • 375 лет селу Филиппово!

    375 лет селу Филиппово!

    Село Филиппово расположено на правом холмистом берегу р.Филипповки, которая около села имеет крутую излучину. 10 июня его жители отметили 375-летие своего села. Каким был этот день можно посмотреть на фотографиях Майи Ефремовой. Read More
  • Православный портрет Кирово-Чепецкого района.

    Православный портрет Кирово-Чепецкого района.

    Церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского станция Просница. Read More
  • В гостях у Веры Дежуриной. В Проснице.

    В гостях у Веры Дежуриной. В Проснице.

    Что нужно чтобы жить в деревне? 1) Родиться в городе.  2) Получить высшее образование, став выпускницей сельскохозяйственной академии. 3) Выйти замуж за любимого человека. 4) Купить домик в деревне, родить детишек и… 5) Чувствовать себя счастливой на всю жизнь в окружении тех, к кому привязан всем сердцем.   Знакомьтесь - Вера Дежурина. Read More
  • Хаски и снежный февраль.

    Хаски и снежный февраль.

    Стоит такая жара - в самый раз вспомнить ослепительный снежный февраль и катание на хаски! Уух, просто дух захватывает! Read More
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

История становления Каринского торфопредприятия

Опубликовано в Мир вокруг

Торфопредприятие строилось и создавалось в суровые годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 год. Перед всеми была поставлена задача: скорее и больше дать торфа Кирово-Чепецкой ТЭЦ-3 для снабжения электроэнергией предприятий города Кирова, работающих на оборону страны.

 

В самые напряжённые дни лета 1943 года люди не уходили с работы, делая четырёхчасовой перерыв для сна прямо на торфополях. К местам добычи торфа (караванам) прокладывались временные пути. До 1947 года это делали вручную. Это была тяжёлая работа: она не прекращалась и в осеннюю непогоду, и в летний зной, и в весеннюю распутицу. Звенья рельсов длиной 9 метров переносила бригада 12-15 человек, на каждого из которых приходилось по 30-40 килограммов веса.

На торфополях работали в основном женщины, их так и называли "торфушки". Страшную, непосильную войну вынесли они на своих хрупких плечах. Практически ни одну семью в поселке Каринторф война не обошла стороной: в 72 дома пришли похоронки. Имена погибших солдат, ушедших на войну из Каринторфа, высечены на плитах обелиска, открытого в 1964 году.

С начала разработок торфополей применяли два вида добычи торфа: гидроторф и фрезерный торф. Гидроторф – это торф, размытый водой, высушенный и нарезанный на куски. Фрезерный торф – это измельчённый верхний слой почвы, высушенный и собранный в караваны. В начале применялся первый способ добычи торфа. Работа кранов гидроторфа требует большое количество электроэнергии (до 700 кВт на один кран) и это стало возможным только после строительства высоковольтной линии напряжением 10 кВ.

Строителям Каринторфстроя необходимо было обеспечить водоснабжение гидроторфа, подготовить 500 га полей разлива, построить жильё для размещения рабочих, продолжить строительство железнодорожных путей. Для подачи воды из реки Старицы (старое русло реки Вятки) на участок гидроторфа в первой половине 1943 года была построена понтонная насосная станция на реке, прорыт канал по Малому болоту длиной 800 м, построена насосная у Кирпичной стрелки и смонтирован водопровод из массовых труб диаметром 440 мм длиной 500 метров, а также построена плотина на реке Язёвка в районе Третьего посёлка и прорыт водопроводный канал от плотины до 36-ой валовой канавы. Все работы велись в марте-апреле в ледяной воде рабочими из Средней Азии.

В Центральном посёлке было построено 24 барака ташкентского типа. В каждом бараке на двухэтажных нарах спали 96 рабочих из Средней Азии.

В школе, где были сделаны трёхэтажные нары, расселили 400 девушек из Тамбовской области. Кстати, до сих пор место, где стояли бараки, в народе называют Ташкент. Помимо временных бараков, в 1943 году была построена пекарня (ныне продовольственный магазин).

К августу 1943 года было подготовлено 500 га полей разлива, поля 1-6 в черте от первого противоположного канала до железнодорожного пути. На полях 1-3 лес был частично сведён, а поля 4-6 имели лесонасаждения 200 кубических метров на гектар. За зиму 1942-43 гг. лес был сведён, вывезен лошадьми на станцию Техническая Центрального посёлка и отгружен как топливо на электростанцию.

Для сводки и вывозки леса были привлечены воинские части. На электростанцию было отгружено около 200 тысяч кубических метров дров, так как торфа было ещё мало.

Поля были осушены, прорыты валовые и картовые канавы общим объёмом 150 тысяч кубических метров. Всё делалось вручную, так как оба экскаватора после окончания строительства железнодорожного моста и железной дороги были увезены.

Было выкорчевано 500 га полей, поверхность промотыжена, так как не было фрезбарабанов, и сделаны оградительные валики.

В 1944 году численность рабочих составляла 5500 человек, а торфа добыто всего 131,5 тысяч тонн. В сезоне 1944 года было пущено уже 6 кранов гидроторфа.

На перекатке картонных труб внедрили машину. Её первыми машинистами были Кравчук, Дурягин, Сунцов, Бердников. В 1944 году торфострой организовал на Центральном посёлке трубосварочные мастерские по изготовлению массопроводных труб. Продолжалась подготовка полей разлива, строился железнодорожный путь на Третий посёлок и с 4-го поста на подстанцию.

С 1957 года предприятие полностью перешло на добычу фрезерного торфа, размер добычи которого на тот год уже достигал 674 тысяч тонн. Гидроторф прекратил своё существование, хотя на других предприятиях главторфа он ещё не применялся. Каринское предприятие в этом плане стало пионером. Наряду с применением машин УМПФ с 1952 года были внедрены более производительные машины УПФ (уборочно-перевалочные машины фрезерного торфа) с электрофицированными валкователями. Сезонная производительность УМПФ составляла 12-15 тысяч тонн. Машины УПФ были поставлены в 1952 году на 16 и 17 поля. Первыми машинистами на них были Кошкин Александр и Злобин Фёдор.

Позднее, с 1961 года были внедрены и машины ВПФ (пневматические комбайны), они одновременно убирали и фрезеровали, валкование отсутствовало.

колонна валкователей ВУФ-2

 

колонна ворошилок ВМФ с тракторам ВМФ-20

 

колонна уборочных машин УМПФ-4

Чтобы перейти полностью на добычу фрезерного торфа, нужно было ещё в период с 1955 года по 1958 год превратить все поля разлива в поля добычи фрезерного торфа, то есть за эти три года подготовить 1000 га полей. Реконструкцией полей разлива занималось торфопредприятие, а подготовкой новых полей до 1956 года – контора торфостроя. При подготовке полей применялись уже экскаваторы, так называемые полировочные барабаны. Подготовлены сотни механизмов для уборки фрезерного торфа.

окараванивающая машина ОФ-5

 

Уборочно-перевалочная машина УПФ-2

 

Фрезерный барабан СБШ-2

В результате перехода с 1957 года целиком на добычу фрезерного торфа производительность труда выросла в три раза. Если выработка на одного рабочего в 1953 году составила 302 тонны, то в 1959 году – 834 тонны. Себестоимость торфа снизилась в 2,6 раза с 5 рублей 12 копеек за тонну до 1 рубля 94 копеек. Резко сократилась потребность в рабочей силе: погрузка торфа в 1945-46 годах была механизирована путём применения погрузочных кранов. Первыми машинистами были Романова и Маслова.

В 1964 году стали осваивать Малое болото, площадью 215 гектаров и в этом же году добыли первый торф. С 1965 года началась подготовка Глазовского массива площадью 160 га, где первый торф добыли в 1967 году. В 1974 году начата подготовка Залисья площадью 254 га, первый торф получили в 1976 году.

Чтобы освоить компенсатор Залисье, необходимо было проложить туда узкоколейную железную дорогу от 4-го гаража протяжённостью 7,2 километра.

В 1977 году приступили к подготовке компенсатора Маланинское, площадью 233 га. Больше компенсаторов на Каринском торфопредприятии нет.

Возвращаясь в прошлое, хотелось бы вспомнить ветеранов предприятия, фамилии которых занесены в Книгу Почёта:

начальники участков – Шуплецов Анатолий Иванович; Бузиков Мансур Мухамедович; Маслов Александр Степанович,

начальник транспортного отдела – Радченко Семён Иванович,

начальник отдела кадров – Трефилов Алексей Иванович,

машинист погрузочного крана, кавалер ордена Трудового Красного Знамени – Ворончихин Иван Филиппович,

токарь, кавалер ордена Трудового Красного Знамени – Даровских Николай Кузьмич,

главный бухгалтер торфопредприятия – Турилов Михаил Андреевич,

начальник ОТЗ и планового отдела – Болонин Александр Николаевич,

главный энергетик – Родыгин Алексей Васильевич,

начальник ОТЗ – Селёдкина Валентина Яковлевна,

главный врач больницы, кавалер ордена «Знак Почёта» - Мордасов Василий Николаевич.

Опубликовано: 14.05.2011, автор: А. Лозовская

Статьи о Каринторфе:

История становления Каринского торфопредприятия

Моя малая родина - посёлок Каринторф

Каринторф

Каринторф. Годы великой отечественной войны 1941 - 1945 годы.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить