Новые статьи на сайте. Обновления каждый понедельник!

  • Фоторепортаж с юбилейного вечера в школе села Полом. 180 лет!

    Фоторепортаж с юбилейного вечера в школе села Полом. 180 лет!

    Прошедшей зимой, 3 февраля 2018 года, в Поломской школе состоялась встреча выпускников на юбилее к 180 - летию со дня ее открытия. Предлагаю посмотреть небольшой фоторепортаж. На встречу приехали выпускники разных лет. Read More
  • 375 лет селу Филиппово!

    375 лет селу Филиппово!

    Село Филиппово расположено на правом холмистом берегу р.Филипповки, которая около села имеет крутую излучину. 10 июня его жители отметили 375-летие своего села. Каким был этот день можно посмотреть на фотографиях Майи Ефремовой. Read More
  • Православный портрет Кирово-Чепецкого района.

    Православный портрет Кирово-Чепецкого района.

    Церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского станция Просница. Read More
  • В гостях у Веры Дежуриной. В Проснице.

    В гостях у Веры Дежуриной. В Проснице.

    Что нужно чтобы жить в деревне? 1) Родиться в городе.  2) Получить высшее образование, став выпускницей сельскохозяйственной академии. 3) Выйти замуж за любимого человека. 4) Купить домик в деревне, родить детишек и… 5) Чувствовать себя счастливой на всю жизнь в окружении тех, к кому привязан всем сердцем.   Знакомьтесь - Вера Дежурина. Read More
  • Хаски и снежный февраль.

    Хаски и снежный февраль.

    Стоит такая жара - в самый раз вспомнить ослепительный снежный февраль и катание на хаски! Уух, просто дух захватывает! Read More
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

БЫТЪ, НРАВЫ И ОБЫЧАИ НАСЕЛЕНIЯ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНІИ.

Опубликовано в Наши предки, в глубь веков

А. Русскiе 1. Селенія русскихъ; постройки 2. Наружный видъ; одежда 3. Нар?чіе 4. Характеръ и нравы вятчанъ 5. Обычаи и увеселенія

Б. Инородцы 1. Вотяки (прим. Удмурты) 2. Татары 3. Черемисы (прим. Марийцы) 4. Башкиры 5. Пермяки  

III. БЫТЪ, НРАВЫ И ОБЫЧАИ НАСЕЛЕНIЯ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНІИ.

А. РУССКІЕ.

Вятская губорнія, им?ющая такое разноплеменное населеніе, значительно отличается отъ другихъ губерній нравами, обычаями и образомъ жизни своихъ жителей, не только инородцевъ, но и русскихъ.

1. Селенія русскихъ; постройки. Русскіе, какъ и инородцы, живутъ преимущественно мелкими починками. Въ с?верныхъ у?здахъ починки, по большей части, состоять изъ н?сколькихъ родственныхъ семей, такъ что вс? жители одного починка носятъ одну общую фамилію и этимъ же прозвищемъ называется и самый починокъ. Крестьянскія постройки почти везд? одинаковы. Такъ-какъ л?су кругомъ много, то и постройки у крестьянъ, по большей части, отличаются величиной. Избы строятся большія, аршинъ на 10-12, съ крышей на два ската и съ бревенчатой ст?ной по средин? зданія. Эта средняя ст?на д?литъ его на дв? половины: теплую и холодную. Въ теплой половин? находится собственно жилое пом?щеніе, изба, а въ другой пом?щаются кладовыя, амбары, хл?вы и проч. Кром? этого, хл?вы и амбары пристраиваютъ и отд?льно. Окна въ избахъ всегда маленькія и выходятъ на дв? стороны: на улицу и на дворъ. Дворы у крестьянъ бываютъ небольшіе и покрываются сплошь тесомъ или соломой; д?лается это для того, чтобы защитить скотину отъ холода и непогоды во время долгой суровой зимы, а также и отъ нападенія хпщныхъ зв?рей (волковъ), которые зимой бываютъ очень см?лы. Поэтому на дворахъ бываетъ хотя тепло, но темно, грязно и душно: пахнетъ навозомъ, нечистотами. Въ избахъ также темно, т?мъ бол?е, что половина оконъ выходить на темный дворъ. Зимой въ избу пускаютъ коровъ (чтобы подоить), овецъ, а телята и ягнята почти всю зиму живутъ въ избахъ, если н?тъ теплаго хл?ва; подъ печками держать куръ. Отъ этого въ пзбахъ всегда бываетъ зимой грязно и душно; воздухъ портится и вредно отзывается на здоровье людей: бл?дныхъ, худыхъ, бол?зненныхъ лицъ, съ воспаленными красными глазами, между крестьянъ встр?чается весьма много.

2. Наружный видъ; одежда. По наружному виду русскіе крестьяне, живущіе въ Вятской губерніи, мало ч?мъ отличаются отъ русскпхъ, живущихъ въ сос?днихъ губерніяхъ. Вятскіе крестьяне только пониже ростомъ, приземист?е, плотн?е и въ то же время бол?е невзрачны, с?ры на видъ. Одежда крестьянъ состоитъ пзъ неизм?ннаго кафтана «чапана», сд?ланнаго изъ с?раго толстаго сукна домашняго приготовленія; на кафтанъ над?вается иногда с?рый же или черный «азямъ»; азямы изъ желтаго верблюжьяго сукна носятся р?дко и больше въ южныхъ у?здахъ, гд? народъ зажиточн?е и ходитъ чяще. Зимой носятъ полушубки, шубы, тулупы изъ овчинъ, или «нагольные», или крытые какой-нибудь недорогой матеріей. Верхняя одежда женщинъ почти не отличается отъ мужской. Рубахи и штаны мужчины носятъ, по большей части, изъ домашней «пестрядины». Лапти съ онучамп, рукавицы, овчинная шапка - составляютъ почти повсем?стно необходимую принадлежность костюма. Женщины носятъ холщевый синій кафтанъ, холщевую пеструю рубаху, лапти съ онучами или чулками, на голов? - платокъ, а въ праздники накидывается еще большой платокъ и на плечи. Въ посл?дніе годы въ заводахъ и пригородныхъ или торговыхъ селахъ лапти, домашній холстъ и пестрядина стали выт?сняться кожаной обувью и ситцами; ситцы стоять гораздо дешевле и въ то же время красив?е, нарядн?е.

3. Нар?чіе. Гораздо бол?е отличаются вятскіе крестьяне по своему нар?чію или выговору. Вятскій п?вучій выговоръ съ особеннымъ растяженіемъ на посл?днемъ слог? пзв?стенъ по всей Россіи. Въ нар?чіи вятчанъ дательный падежъ въ разговор? страннымъ образомъ перем?шивается съ творптельнымъ; такъ говорять: ?ли щи съ кускамъ, работали рукамъ, головамъ, я ходилъ съ вамъ; наоборотъ: хот?лъ угодить вами и т. д. Вм?ст? съ т?мъ даже некоторые звуки въ р?чи зам?няются другими: такъ звукъ ч передъ т произносится какъ ш, звукъ о на конц? переходить въ ё (штё - что), звукъ ч зам?няется звукомъ ц и наоборотъ, такъ напр. говорять: улича, птича, черковича (церковь), курича, целов?къ, цай, цево (чево) и т. д. Наконецъ, въ нар?чіи коренныхъ вятчанъ очень много м?стныхъ уже устар?лыхъ словъ и выраженій, для непривычнаго челов?ка совершенно непонятныхъ (См. списокъ м?стныхъ словъ и выраженій въ конц? книги). Такой особенностію выговора и обиліемъ м?стныхъ словъ и выраженій отличаются крестьяне у?здовъ: Вятскаго, Орловскаго, Котельническаго и отчасти Глазовскаго, Нолинскаго и Слободского. Эта м?стность составляла прежнюю вятскую землю, Вятку, и тутъ живуть коренные вятчане.

4. Характеръ и нравы вятчанъ. По характеру вятчане кажутся простоватыми, добродушными, наивными, медлительными и неповоротливыми въ движеніяхъ и даже какъ будто л?нивыми. Ихъ п?вучій говоръ, медлительность, простота и наивность вошли даже въ пословицы и поговорки и служатъ обычнымъ предметомъ насм?шекъ жителей сос?днихъ губерній.

Про вятчанъ повсем?стно ходить немало см?шныхъ разсказовъ и анекдотовъ. Такъ изв?стны анекдоты о томъ, какъ вятчане корову въ баню тащили, какъ лычный колоколъ сплели, какъ черезъ р?ку на бревн? ?здили, какъ толокномъ р?ку прудили; вятчане - сл?породы, толоконники, «вячкой народъ хвачкой: семеро одного не боятца». Толоконниками называютъ, в?роятно, потому, что толокно составляетъ обыкновенное любимое кушанье крестьянъ. Даже про жителей отд?льныхъ городовъ и м?стностей есть особыя поговорки, насм?шки. Такъ котельничане кокор? молились, кукары - большеголовы, нолинцы - сусленники, орловцы - ерше?ды, сарапульцы - мослоглоды, слобожане - жидокопы, уржумцы - крапивники, свиносады, свинью на яйца садили. На самомъ д?л?, при ближайшемъ знакомств?, вятчане оказываются вообще народомъ хорошимъ: они см?тливы, переимчивы, обладаютъ яснымъ, св?тлымъ умомъ, м?ткимъ словомъ и шутливостью; несмотря на кажущуюся простоту и наивность, вятчане довольно хитры. При всемъ томъ вятчане отличаются трудолюбіемъ и предпріимчивостью и въ большинстве случаевъ хорошіе земледельцы. О трудолюбіи, см?тливости и предпріимчивости свид?тельствуетъ огромное число разныхъ промысловъ, фабрикъ и заводовъ, а о землед?ліи - старательное занятіе этимъ д?ломъ при такихъ неблагопріятныхъ условіяхъ (суровый климатъ и тощая почва), какъ въ с?верной половин? губерніи. Отличаются также вятскіе крестьяне своей набожностью и благочестіемъ, щедрыми пожертвованіями на какое-нибудь доброе д?ло. Крестьяне строго соблюдаютъ посты, од?ляютъ нищихъ милостыней, усердно пос?щаютъ храмы. Ни въ одной губерніи, кром? разв? сос?дней Пермской, н?тъ такихъ богатыхъ церквей и украшеній въ нихъ, какъ въ Вятской губерніи. Большія красивыя каменныя церкви во вс?хъ селахъ больше всего поражаютъ каждаго про?зжающаго и вс? эти церкви построены па трудовыя крестьянскія деньги, такъ какъ въ губерніи н?тъ пом?щиковъ и помогать строить храмы было некому. Почти повсем?стно каждый годъ совершаются крестные ходы въ сопровожденiи множества народа; вятскіе церковные приходы изв?стны своей доходностью и духовенство почти повсем?стно живетъ зажиточно и уважается населеніемъ.

Вятскіе крестьяне сознаютъ пользу образовавія и охотно отпускаютъ д?тей своихъ въ школы. Къ сожал?нію, ни духовенство, ни школы, разс?янныя по всей губерніи въ достаточномъ количеств?, не смягчаютъ нравы крестьянъ, не искореняютъ ни невежества, ни суев?рій и предразсудковъ, ни пагубныхъ страстей и пороковъ. Крестьяне до сихъ поръ отличаются н?которой грубостью, неприв?тлпвостью въ обращеніи. Грубость и неприв?тлпвость, в?роятно, объясняются разрозненностью и разбросанностью населенія мелкими починками, вдали отъ центровъ просв?щенія: городовъ, селъ, церквей и школъ; можно также объяснить и той глухой, однообразной, тяжелой трудовой жизнью, полной недостатковъ и лишеній, которую ведутъ многіе крестьяне среди л?совъ и трущобъ въ холодномъ, суровомъ климат?. Суев?рія и предразсудки, самыя нел?пыя, распространены между темнымъ людомъ: до сихъ поръ крестьяне в?рятъ въ существовавіе домовыхъ, л?шихъ, водяныхъ, колдуновъ, в?дьмъ, оборотней и проч. Пьянство, ссоры и драки, нер?дко кончающіяся убійствами, составляютъ довольно обыкновенныя явленія въ крестьянской жизни. Табакокуреніе распространено повсем?стно и крестьяне, не понимая огромнаго вреда отъ табаку, дозволяютъ курить и малымъ ребятамъ, и женщинамъ. Особенной грубостью и развращенностью нравовъ изв?стны жители н?которыхъ заводовъ, гд? крестьяне не им?ютъ земли и живутъ изо-дня въ день, не заботясь о будущемъ.

5. Обычаи и увеселенія. Н?которые изь обычаевъ и увеселеній крестьянъ являются весьма своеобразными и любопытными. Такъ, осенью въ деревняхъ устраиваются по вечерамъ "супрядки", на которые собираются д?вушки съ работой, а потомъ приходятъ и парни и вс? вм?ст? развлекаются п?ніемъ разнообразныхъ п?сенъ. На святкахъ бываютъ «игрища» - тоже вечера, д?лаемые исключительно для увеселеніи. На игрищахъ парни и д?вушки играютъ въ карты, поютъ п?сни, пляшутъ, играютъ на гармоник?, балалайк?; иногда на игрища приходятъ ряженые въ вывороченныхъ тулупахъ съ раскрашенными масками изъ бумаги. Различныя святочныя гаданья о своей судьб? также въ большомъ ходу, особенно у д?вушекъ.

Масляница, кякъ и везд? въ Россіи, справляется шумно и весело: варятъ пиво и брагу, пекутъ блины, катаются на лошадяхъ и съ горъ на салазкахъ и на шестахъ, ?здятъ ц?лыми деревнями въ гости.

На Пасх? качаются на качеляхъ, скачуть на доскахь, катаютъ яйца. Въ праздники отъ Пасхи до загов?нья молодежь собирается на улиц?, поетъ п?сни, играетъ въ гор?лки, хороводы и др. подобныя игры. Л?томъ устраиваются такъ называемыя «ссыпки». Крестьяне одной или н?сколькихъ сос?днихъ деревень д?лаютъ между собою складчину: приносять муки, солоду, хм?лю, вина, рыбы, мяса, яицъ, масла, молока; къ назначенному дню варятъ пиво, приготовляютъ изъ собранныхъ припасовъ угощенье и устраиваютъ пирушку. Парни и д?вушки водятъ хороводы, поютъ п?снн, играютъ въ гор?лки, пляшутъ подъ гармонику прямо на улиц? и т. д.; пожилые люди и старики пьютъ, ?дятъ, угощаются и смотрятъ на молодежь, вспоминая старое время и и свои молодые годы.

Крестьянскія свадьбы везд? справляются шумно и весело, какъ бы ни были б?дны родители жениха или нев?сты. Нев?сту, по большей части, выбираютъ родители и засылаютъ сваху. Если сваха сосватаеть нев?сту, то на другой день бываютъ смотрины, а зат?мъ рукобитье (нев?сту пропиваютъ). Въ день свадьбы собирается по?здъ, состоящій изъ разныхъ свадебныхъ чиновъ - по?зжанъ: тысяцкаго, дружки, свахи, повозниковъ и т. д. По?зжане ?дутъ въ церковь съ колокольчиками и бубеньчиками. Посл? в?нца ?дутъ въ домъ жениха, гд? встр?чаютъ молодыхъ съ хл?бомъ-солью и обсыпаютъ хм?лемъ.

Б. ИНОРОДЦЫ

1. Вотяки - первые обитатели Вятскаго края и живуть тутъ съ незапамятныхъ времень. Они населяютъ юго-восточную часть губерніи и составляютъ почти половину населенія у?здовъ: Глазовскаго, Сарапульскаго, Елабужскаго и Малмыжскаго. По наружному виду вотяки, подобно вс?мъ инородцамь, зам?тно отличаются отъ русскихъ. Они бол?е низкаго роста, съ св?тлымп или темно-русыми жидкими и прямыми волосами, широкимъ, плоскимъ лицомъ и по большей части узкими глазами.

Одежда вотяковъ: армякъ, б?лая холщевая рубаха, отороченная красными узорами, онучи или чулки, лапти, шляпа или шапка съ ушами. Нарядъ женщинъ бол?е разнообразный: на голов? - кика, основаніемъ которой служить буракъ изъ бересты; кика обтягивается сукномъ или холстомъ, обв?шивается жестяными и оловянными кружками, а иногда и монетами. Рубашка длинная пеньковая (посконная), б?лая, обложенная ситцемъ или китайкой. Пища вотяковь мало ч?мъ отличается отъ пищи окружающнхъ ихъ русскихь; но у вотяковъ есть свой народный напитокъ - кумышка. Кумышка - хл?бное вино, приготовляемое домашнимъ образомь; кумышка горька, непріятна на вкусъ, пахнетъ дымомъ и производить на пьющихъ одуряющее и опьяняющее д?йствіе. Кумышку варятъ женщины въ особо устроенныхъ шалашахъ. (Съ 1890 года вотякамъ запрещено самамъ варить кумышку.)

По характеру вотяки народъ смирный, скромный, бережливый, но довольно л?нивый и упрямый; съ посторонними вотяки скрытны и подозрительны, но въ своемъ кругу откровенны, веселы и отличаются гостепріемствомъ и радушіемъ: всякаго пришедшаго вотяки считаютъ обязанностью угостить; мужчины сами р?жутъ хл?бъ, а женщины угощаютъ кумышкой. Вотяки отличаются также терп?ніемъ и спокойствіемъ; вотяка трудно вывести изъ себя, но, выведенный изъ себя, вотякъ д?лается раздражительнымъ и злымъ. Живутъ вотяки мирно, ссоры и драки бываютъ р?дко. Вотяки весьма привязаны къ своей семь? и не любятъ далеко отлучаться отъ дому; поэтому отхожіе промыслы у нихъ совс?мъ не развиты. Живутъ вотяки большими семьями замкнутой жизнью. Въ семь? есть старшій (отецъ или д?дъ), котораго вс? слушаютъ. Вотяцкія селенія отличаются отъ русскихъ большимъ безпорядкомъ построекъ, большею неопрятностью и грязью. Избы строятся окнами на дворъ; дворы большіе и потому кроются р?дко. Дворъ дълится на две половины: чистый и скотный дворъ. На первой половин? строятся избы, амбары, кл?ти, на второй - пом?щенія для скота. Около р?чки расположены бани и шалаши для варенія кумышки. Вотяки - народъ землед?льческій; землед?ліе составляетъ ихъ главное и единственное занятіе. почти никакіе другіе промыслы у нихъ не развиты; только въ л?систыхъ м?стностяхъ вотяки занимаются пчеловодствомъ и охотой, да въ н?которыхъ м?стностяхъ выд?лкой разныхъ предметовъ изъ лыка и мочала.

Все вотяки православные. Но, несмотря на это, несмотря на частыя сношенія съ русскими, вотяки до сихъ поръ сохранили многое изъ своихъ прежнихъ языческихъ обрядовъ. Вс? вотяки крайне суев?рны: на каждомъ шагу у нихъ особыя прим?ты, предразсудки. На ряду съ христіанскими обрядами и таинствами, вотяки нер?дко псполняютъ и свои языческіе обряды. Всю природу, по вотяцкимъ в?рованіямъ, насоляютъ божества и духи - добрые и злые. Инмаръ - добрый богъ, Шайтанъ - злой. Чтобы умилостивить боговъ и духовъ, вотяки приносятъ жертвы: закалывають скотину и часть ея, вм?ст? съ кумышкой, отдаютъ богу (бросаютъ въ р?ку, въ л?съ, въ огонь и т. д.), а остальное съ?даютъ; это называется «замолить» корову или овцу; добрымъ богамь приносятъ въ жертву животныхъ св?тлой масти, злымъ - черной масти. Особаго сословія жрецовъ у вотяковъ н?тъ: жрецъ выбирается по жребію на каждое моленіе. Принесеніе жертвъ и моленія происходятъ или гд?-нибудь въ л?су на полян?, или гд?-нибудь дома, въ особомъ моленномъ шалаш?. Даже при рожденіи ребенку даютъ два имени: христіанское и языческое (банное). Ребятъ держать въ берестяныхъ зыбкахъ, а на работы, л?томъ, женщины носятъ ихъ съ собой на спин?. Въ нравственномъ отношеніи вотяковъ можно поставить выше русскихъ: они помогаютъ б?днымь, такъ что у нихъ мало б?дныхъ, живутъ согласно въ семь?, р?дко ссорятся, бранятся между собою. Зато въ умственномъ отношеніи вотяки стоятъ далеко ниже русскихъ. Языкъ у нихъ очень б?дный, словъ мало, своей грамоты н?ть, а обучаются они русской грамот?. Но у вотяковъ есть свои молитвы, п?сни, сказки, пословицы и поговорки.

2. Татары населяютъ преимущественно южную часть Вятской губерніи, по сос?дству съ Казанской и Уфимской губерніями, гд? они живутъ въ большомъ количеств?. Татары по наружному виду могутъ назваться вообще красивыми: они, по большей части, средняго роста, съ смуглымъ правильнымъ лицомъ, прямымъ носомъ и только довольно узкіе глаза, оттопыренные уши, да немного выдавшіяся скулы обличають ихъ монгольское происхожденіе. Татары носятъ короткія бороды, бреють головы и носятъ на головахъ плотныя шапочки (тюбетейки). Зимой и л?томъ мужчины ходятъ въ овчинныхъ шубахъ и м?ховыхъ шапочкахъ, над?ваемыхъ на тюбетейки; только въ жаркое время носятъ широкіе азямы с?раго пли б?лаго холста своего приготовленія и войлочныя шляпы въ вид? конуса; рубаха длинная, безъ пояса, штаны широкіе. Наибол?е зажиточные торговые татары сверхъ рубахи над?ваютъ безрукавный кафтанъ, доходящій до кол?нь и сшитый обыкновенно изъ зеленой или желтой матеріи (нанки или шелка), носятъ также халаты и шубы. Муллы, хаджи (совершившiе большое путешествіе въ магометанскiй священный городъ Мекку) и учители носятъ на голов? б?лую чалму, состоящую изъ длиннаго полотна, обвитаго вокругъ шапки н?сколько разъ.

Татарки вообще довольно красивы, но портятъ себя т?мъ, что густо б?лятъ и румянять свои лица, чернятъ брови, подводятъ глаза и красятъ зубы и ногти черной краской. Татарки очень любятъ наряжаться: он? носятъ длинныя, широкія рубахи съ оборками на подол?; на рубашку над?вается нагрудникъ съ позументами, унизанный серебряными монетами, подъ рубашкою носятъ широкія холщевыя шальвары (штаны); верхняя одежда - кафтанъ, халатъ и покрывало, или шаль. Покрывало, а иногда и халатъ, накидывается на голову и при встр?ч? съ мужчинами татарки закрываютъ имъ свои лица, оставляя открытыми одни глаза. Пища татаръ состоитъ изъ чернаго хл?ба, кирпичнаго чая съ коровьимъ или козьимъ молокомъ, часто безъ сахара, овощей и изъ «салмы», татарскаго кушанья, состоящего изъ мучнистыхъ шариковъ, сваренныхъ въ вод? съ мясомъ, или безъ мяса. По праздникамъ, или во время полевыхъ работъ, татары варятъ въ котлахъ конское мясо. Вообше татары любятъ все жирное, мучнистое, сладкое. До чаю татары страстные охотники и выпиваютъ его огромное количество. Несмотря на запрещеніе своей в?ры татары любятъ выпить, причемъ оправдываются т?мъ, что пьютъ не вино, а настойку на травахъ (бальзамъ). Въ избахъ татаръ н?тъ никакой мебели, кром? шкафа съ посудой. Об?даютъ, пьютъ чай и спятъ на «парахъ» (возвышенное м?сто изъ досокъ вдоль всей передней ст?ны). У зажиточныхъ татаръ на нарахъ за занав?сками лежать пышныя пуховыя постели. Н?сколько сундуковъ, окованныхъ жестью, и ковры или кошмы дополняютъ убранство комнаты. Татары вообще любятъ довольство, удобства, любятъ сладко ?сть, н?житься на перинахъ и подушкахъ. Большинство татаръ отличается чистоплотностью и опрятностью: они пон?скольку разъ въ день д?лають омыванія, предписываемыя ихъ закономъ. Татары отличаются гостепріимствомъ, см?тливостью, расторопностью и потому бол?е склонны къ торговл?, ч?мъ къ землед?лію, которымъ большинство изъ нихъ занимается плохо. Каринскіе татары (Слободского у?зда), кестымскіе (Глазовскаго) и агрызскіе (Сарапульскаго) - преимущественно мелкіе торгаши. Безъ торговли, однимъ землед?ліемъ, татары живутъ очень б?дно, напр. въ Малмыжскомъ у?зд?: избы у нихъ плохія и даже нер?дко въ окнахъ вм?сто стеколъ вставлены коровьи пузыри. Татары отличаются кр?постыо и выносливостью, и наибол?е способны къ грубой, тяжелой работ? и предпочитаются передъ вс?ми во вс? хъ черныхъ тяжелыхъ работахъ (таскать кули и кладь на пристаняхъ, копать смолье и проч.).

Почти вс? татары испов?дуютъ магометанскую в?ру: крещеныхъ татаръ немного. Татары магометане отличаются набожностью и строго соблюдають свои посты и обряды. Посты магометанскіе состоять въ воздержаніи отъ пищи въ теченіи ц?лаго дня; ночью дозволяется пить, и ?сть что угодно. Посты особенно тягостны во время полевыхъ л?тнихъ работъ, когда дни бывають долгіе, а работы тяжелыя.

У татаръ есть свои храмы - мечети и духовныя лица - муллы; еженед?льно татары молятся по пятницамь: собравшись въ мечеть, читаютъ молитвы, покланяются и наконецъ мулла говорить пропов?дь.

Изъ народныхъ праздниковъ зам?чателенъ «сабанъ» - весной. Тутъ татары борются, скачуть на лошадяхъ, б?гаютъ взапуски. У магометанъ дозволяется им?ть н?сколько женъ, но этимъ правомъ пользуются только богатые; крестьяне же им?ютъ почти всегда по одной жен?; за нев?сту женихъ платить выкупъ (калымъ). У татаръ есть своя грамота, но грамотность слабо развита, а русскую грамоту знаютъ очень немногіе и то изъ торговцевъ.

3. Черемисы - самые древніе обитатели Вятскаго края; о нихъ упоминаетъ еще л?тописецъ Несторъ. До прихода русскихъ на Вятку у нихъ былъ даже городокъ Кокшаровъ на м?ст? нын?шпяго Котельнича; русскіе взяли городъ и отт?снили черемисъ къ югу. Черемисы средняго роста, им?ютъ бл?дное, худощавое лицо, осунувшіяся скулы, низкій лобъ, узкіе подсл?поватые глаза и жидкую бороду. Одежда ихъ состоить изъ б?лаго кафтана и б?лаго же исподняго платья; рубашки вышиваются цв?тными шерстями; женщины носятъ головной уборъ съ монетами, кольцами и браслетами; на ногахъ вс? носятъ лапти и толстыя черныя онучи. Черемисы простодушны, миролюбивы, честны, съ русскими скрытны и робки. Живутъ они въ л?сныхъ м?стностяхъ мелкими поселками, занимаются землед?ліемъ, пчеловодствомь и охотой: живутъ б?дно и скупо, пищу ?дятъ плохую, но очень любять водку. Охота составляетъ любимое занятіе: съ ружьемъ и ножемъ отправляется черемисинъ въ одиночку на охоту и бродить по ц?лымъ нед?лямъ въ глухихъ дикихъ м?стахъ; черный хл?бъ и трубка - вотъ и вся его провизія: уставши, черемисинъ отдыхаетъ тамъ же въ л?су и непрем?нно разводить огонь; съ трубкой въ зубахъ, мрачный и невеселый сидитъ онъ предъ камелькомъ, устремивши на огонь унылый, безжизненный взоръ, и что-то дикое, но поэтическое есть въ этой обстановк?.

Хотя большинство черемисъ православные, но многіе до сихъ поръ не покидаютъ своихъ языческихъ обрядовъ и иногда приносятъ жертвы въ л?су своимъ языческимъ богамъ (кереметь). Грамотности своей н?тъ; русская грамотность развита слабо.

4. Башкиры живутъ главнымъ образомъ въ губерніяхъ Уфимской, Оренбургской, Самарской и въ Уральской области; въ Вятской же губернии ихъ живетъ очень немного, именно въ у?здахъ: Сарапульскомъ и Елабужскомъ. Прежде башкиры вели кочевой образъ жизни, т. е., не им?ли постояннаго жилища (селъ, деревень, домовъ), а переходили съ м?ста на м?сто вм?ст? съ своими семьями, кибитками и стадами лошадей и овецъ; занимались они скотоводствомъ и им?ли по сотнямъ и тысячамъ головъ скота. Но тогда много было привольныхъ степныхъ м?стъ; когда же башкирскій край сталь заселяться русскими, башкиры стали мало-по-малу перем?нять кочевой образъ жизни на ос?длый и заниматься землед?ліемъ. Въ настоящее время башкиры въ Вятской губерніи живутъ въ деревняхъ, обработываютъ землю, хотя небрежно и плохо, а потому и живутъ весьма б?дно; старыя кочевыя привычки сохранились и до сихъ поръ: л?томъ башкиры и теперь вы?зжаютъ на кочевья, гд? проводятъ время праздно, попивая свой любимый напитокъ «кумысъ», приготовляемый изъ кобыльяго молока. Башкиры отличаются гостепріимствомъ и полной беззаботностью. Любимыя кушанья башкиръ: бишбармакъ (пять пальцевъ), состоящiй изъ мяса и лапши (салмы), кумысъ и чай. Для гостя башкиръ ставитъ все, что у него есть: если есть баранъ, колетъ барана и варитъ непрем?нно всего, потому что къ нему придуть по?сть и другіе башкиры сос?ди; изъ барана варять густую салму и ?дятъ ее прямо пятью пальцами, причемъ во время ?ды хозяинъ часто своими руками кладетъ пищу въ ротъ гостю, который вынимаетъ ее изо рта, кладетъ себ? на ладонь и потомъ уже ?стъ съ ладони. За нев?сту платится выкупъ (калымъ); если жена не нравится мужу, то онъ дастъ ей разводъ и беретъ другую. Поэтому жены боятся мужей, какъ огня, и служатъ просто рабами; на нихъ возлагается веденіе всего домашняго хозяйства.

5. Пермяки въ небольшомъ числ? живутъ въ Глазовскомъ у?зд? по рек? Кам? и въ Орловскомъ по р. Летк?. Они малорослы, худощавы, съ небольшой головой, низкимъ лбомъ, узкими, немного наискось лежащими, глазами, съ выраженіемъ вялымъ и безжизненнымъ; волосы они стригутъ кругомъ. Пермяки простодушны и дов?рчивы, любятъ выпить и въ пьяномь вид? бываютъ злы и надо?дливы. Одежда сходна съ вотяцкой, причемъ б?лый цв?тъ считается любимымъ. Нравы довольно свободные. Постовъ пермяки не соблюдають, хотя и испов?дуютъ православную в?ру. Занимаются землед?ліемъ, скотоводствомъ и охотой и другихъ промысловъ не знаютъ.

Блог Дмитрия Лысова

Комментарии  

0 #1 DavidTah 03.12.2018 08:21
https://u.to/k4IzFA Оригинальные немецкие автобаферы Power Guard
Оригинальные немецкие автобаферы Power Guard для защиты ходовой автомобиля. Увеличивают клиренс, спасают подвеску и амортизаторы в экстремальных условиях российских дорог.
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить