Новые статьи на сайте. Обновления каждый понедельник!

  • Православный портрет

    Православный портрет

    В церкви в честь благоверного князя Александра Невского Read More
  • В гостях у Веры Дежуриной. В Проснице.

    В гостях у Веры Дежуриной. В Проснице.

    Что нужно чтобы жить в деревне? 1) Родиться в городе.  2) Получить высшее образование, став выпускницей сельскохозяйственной академии. 3) Выйти замуж за любимого человека. 4) Купить домик в деревне, родить детишек и… 5) Чувствовать себя счастливой на всю жизнь в окружении тех, к кому привязан всем сердцем.   Знакомьтесь - Вера Дежурина. Read More
  • Снежные псы.

    Снежные псы.

    В гостях у Хаски Фатеевское сельское поселение радует глаз невероятными красивыми пейзажами, корабельными соснами и горами. Именно здесь, в лесной зоне, расположился Хаски Центр, где можно прокатиться на настоящей собачьей упряжке!!!  Read More
  • 1
  • 2
  • 3

Игра в бабки, да не абы как. Фатеево. Музей народного быта.

Автор: Майя Ефремова. Опубликовано в Окружающий мир

Удивительные находки хранятся в музеях. Глядя на них, мы получаем информацию к размышлению. Например, какими были наши предки. Что творилось у них на душе, чем скрашивали они свой досуг?  

Вот чугунная, увесистая, в форме эллипса, вещица, не простая болванка, а литок с красивым рисунком, да еще декоративно датирован 1914 годом. Для чего, кто так старательно отливал его?

Наши предки (говорю я про наш Чепецкий край), мы знаем, великие труженики землепашцы, кузнецы, бортники, плотники, бондари. Но не только. К играм они, как в труде, тоже подходили с чувством, с толком, с расстановкой. О чем и говорит этот чугунный эллипс.

Сделан он для игры в бабки. Игра в "бабки" - самая распространенная и увлекательная игра в русских селениях, не одну тысячу лет.


Из воспоминаний (начало – середина двадцатого века).

«…Часто играли в бабки. И тоже на утоптанных тропках-дорожках. Бабки надо свои иметь, чем больше, тем лучше: можно не бояться совсем все проиграть, а потом уже и не быть вообще участником игры. А чтобы иметь их больше, надо или выигрывать или дома мало-помалу накопить: когда из ног коров, бычков или нетелей мать студень-холодец варит, бабки-косточки вывариваются. Они держатся в ноге попарно - панок и шлюшка - в нижнем суставе.

   Чтобы выигрывать, надо уметь хорошо целиться и попадать в "кон" (строй) бабок своим тяжелым панком. Хорошо тем парням, у кого есть "налитыш", залитый свинцом панок. Кое у кого есть даже чугунные: отлил на заводе родитель или старший брат. Бывает свой, заводской, вариант игры в бабки, когда не бьют в кон бабок сверху, а пускают по дорожке чугунную плитку в форме плоского эллипса (разумеется, поставка каких-нибудь дядей с завода).

   Иногда в бабки хотят играть и большие парни. У них с собой нет бабок, так вступают в игру с медными денежками. Ежели поставлена копейка под бабку, собьешь эту бабку - заберешь и копейку. Бабки служат самой мелкой разменной монетой. На копейку продают два гнезда. Гнездо - это панок и шлюшка. Свиные и овечьи бабки - не в ходу. Или играют самая малышня, кому 3-4 года от роду.»


Теперь понятно, что это за предмет. Это чугунная бита или биток, также панок, которым выбивают бабки.

Рассматривая старинные предметы, вовсе не хочется называть их музейным словом экспонаты. Некогда их сделали живые человеческие руки добротно, мастерски. И служили они долго большим крестьянским семьям. Назовем их образцами крестьянской смекалки, выдумки, изобретательности, деланные не абы как, а со вкусом и изыском.


"Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего".  Максим Горький.


 Обо всем это и многом другом мне рассказала библиотекарь и хранитель музея села Фатеево Савинцева Татьяна Леонидовна.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить